Александр Чураков: «Фотография в широком смысле — это язык, он — „посредник“ в диалоге автор–зритель»

[ИНТЕРВЬЮ]

эксклюзивно для «StaradaBlog — журнал о серьёзной фотографии»

Александр (А.): Расскажите коротко о себе. Где живёте, родились? Какое образование?
Александр Чураков (А. Ч.): Родился в Крыму в семье военнослужащего. Образование высшее, военнослужащий, на сегодня — в отставке. Живу в Подмосковье.
А.: Что вас мотивировало фотографировать, почему именно фотография? Какая отправная точка становления как фотографа?
Фотография же, как обнаружилось, оказалась наиболее удачным средством для выбора такого «момента»… Тем более, что манера изображения Бидструпом конкретных жизненных ситуаций в их развитии очень напоминает… кадры съёмки в серийном режиме.
Одновременно вспомнились часто просматриваемые в детстве рисунки датского художника-карикатуриста Херлуфа Бидструпа. Думаю, что именно благодаря ему я впервые получил представление о «визуальном развитии» сюжета, прежде, чем он достигнет т.н. «финальной» сцены — кульминации. Но при ближайшем рассмотрении оказалось, что «финальной» сцены, как таковой, на самом деле… не существует. Точнее, ею может стать любой момент динамично развивающегося сюжета, который, на взгляд автора, способен «удивить», подтолкнуть зрителя к «домысливанию», построению своей «истории»…
… Ну, а чтобы что-то вырезать, его нужно увидеть, рассмотреть… Одно время, например, чтобы иметь возможность наблюдать пластику движения рыб, завёл аквариум. Потом этого оказалось мало. Возник интерес к макрофотографии, съёмке живой природы, что позволяло одновременно наблюдать вблизи и фиксировать процессы, в повседневной жизни не замечаемые… А уже занявшись фотографией, постепенно стал знакомиться с различными её направлениями, из которых больше всего заинтересовали жанр, репортаж, уличная фотография — прежде всего своей естественностью, «документальностью»…
А. Ч.: Фотография не первое и не единственное из моих, скажем так, «занятий». Ей предшествовало увлечение «пластикой малых форм», фотографии работ можно посмотреть здесь https://vk.com/album183305580_169 301 383
А.: Что снимаете, как готовитесь к съёмке? Выбираете ли заранее маршрут или это происходит спонтанно?
Как-то зашел в банк, совершенно не предполагая саму возможность съёмки. В ожидании очереди наблюдал за царящей вокруг рабочей атмосферой, сосредоточенно сдержанным общением операторов и клиентов… Случайно обратил внимание на появившийся над монитором одного из операторов забавный девичий «хвостик», который лаконично, но, на мой взгляд, исчерпывающе полно символизировал понятие «образцовый офисный работник». На короткое время пришлось «забыть», что съёмка в таких учреждениях, мягко говоря, «не приветствуется». Думалось об одном: только бы она голову не подняла … полез за камерой…
ЧТО снимаю?.. Тематика — «уличная» — моменты: прохожие, животные, птицы, населяющие город, элементы ландшафта, архитектуры, транспорт…
А. Ч.: Какой-то специальной подготовки нет. Есть определённый алгоритм, наверное, как у всех: после съёмки освободить карту памяти, почистить, если есть необходимость, фильтр на передней линзе объектива, зарядить аккумуляторы, после чего подготовку к следующей съёмке можно считать завершенной. Когда она состоится — чаще всего не знаю сам. Это может произойти и через «пару минут» в тот же день, если потребуется выйти на улицу… Или — во время очередного похода на рынок, в магазин, прогулки или целенаправленного выхода «поснимать». Просто сумка всегда с собой, а в ней камера.
Недавно проходил возле станции метро, перед которой выставлена схема города, и обратил внимание на мужчину, положившего ладонь себе на затылок (очевидно в мучительном поиске нужного наименования) и чуть склонившегося над «паутиной» московских магистралей, светлые линии которых, как мне показалось, «перекликались» с его… пальцами.
Подобные моменты встречаются, как правило, неожиданно…
Иногда, обнаружив интересное место, ожидаю появления того, кто по каким-то признакам («ритм», «подобие», «контраст»…) удачно дополнил бы его. И вовсе не обязательно, чтобы это был человек. В данном случае подошел и голубь, которого «пытаются поймать» люди с рекламного плаката.
Бывает наоборот: вначале появляется интересный «объект» (человек, животное), но отсутствует подходящий… фон, который позволил бы тому визуально «проявиться». В таких случаях в ожидании подходящего момента остаётся идти следом «до победного конца»…
А.: Какие особенности съёмки именно в вашем городе, где, по вашему мнению, самые уловистые места на интересные сюжеты?
А. Ч.: Как, наверное, и в большинстве небольших населённых пунктов, главная особенность — это спокойное размеренное течение жизни, однотипная невыразительная архитектура, равнинный ландшафт без заметных перепадов высот, переизбыток транспорта… К так называемым «уловистым» местам, отношусь с осторожностью и стараюсь ими не злоупотреблять — велика возможность получения однообразных, «похожих» снимков, повторов… Иногда выбираюсь в Москву, где снимаю в основном в Центре, в метро, торговых центрах, музеях…
А.: На чём вы акцентируете внимание во время съёмки?
А. Ч.: Это может зависеть от многих факторов: от освещения, сюжета, места съёмки, «объекта»,. от особенностей планов,. от того, насколько динамичен сам процесс съёмки… Если интересный момент возникает внезапно, то всё внимание акцентируется на нём — успеть бы! Если время не критично, то первоочередной задачей может стать то, например, чтобы дождаться пока из кадра выйдут «лишние», или наоборот, появится тот, кто дополнит сцену. Иногда внимание сосредоточено на том, как лучше использовать освещение.
А.: Как много времени (часто) вы посвящаете съёмочному процессу?
А. Ч.: Бывают периоды, что неделями не снимаю, иногда в течение нескольких месяцев снимаю ежедневно. Многое, как в примере с банком, может зависеть от погоды, наличия свободного времени, настроя и, конечно, случая…
А.: Снимаете ли вы серии, фотоистории, долгосрочные проекты?
А. Ч.: Если под «долгосрочным проектом» понимать тематическую съёмку, то применительно ко мне таким «проектом» можно было бы назвать городскую анималистику. Это общая тема, которую можно рассматривать «в целом», а можно разделять на такие подразделы или серии, как, например: «Животные и люди», «Животные в городской среде», «Животные и транспорт», «Животные — эмоции», «Ритуалы дворовых обитателей», «Кошки и окошки», «Дети и животные» и другие…
Городскую анималистику считаю одним из интереснейших, на мой взгляд «недооценённым» и перспективным направлением уличной (в прямом смысле слова) фотографии. Множество собак, кошек, птиц и других представителей животного мира, соседствующих с горожанами, их жилищами, транспортом, мы видим на снимках таких авторов как Эллиотт Эрвитт, Робер Дуано, Пентти Саммаллахти, Фан Хо, Руи Палха (Палья), Александр Петросян и многие другие. Животным на этих снимках уделяется самое разное место: от «элемента» переднего плана — до основного персонажа: на улицах; в окнах, на карнизах и крышах домов; вместе с людьми и отдельно от них, на фоне городского ландшафта.
Однако, уверен, что этим потенциал представителей городской фауны далеко не исчерпан, поскольку жизнь животных (в т.ч. в городе) насыщена «отношениями», «событиями» в гораздо большей мере, чем об этом принято думать. Дело за тем, чтобы дать себе труд понять те, зачастую хорошо заметные, но оставляемые нами без внимания сигналы обитателей верхнего и нижнего «ярусов» городской жизни, которыми они обмениваются или с помощью которых выражают своё настроение, намерения, эмоции; оценить их роль в оживлении элементов ландшафта; порой, очевидные «параллели» с поведением людей (практически живые карикатуры на нас) … и активнее использовать это в фотографии.
«В ожидании…»
«Дай 10 копеек на «Вискас»
А.: Какую технику, фокусные расстояния, диафрагмы вы используете в съёмке?
А. Ч.: После отхода от макрофотографии, когда ограничил круг своих предпочтений жанровой, уличной, репортажной съёмкой, перешел на Sony NEX-5, со штатным китовым объективом Sony E 18−55mm F3.5−5.6, затем на Sony NEX-6, объектив Zeiss 16−70, f 4. Этот комплект сопровождает меня и по сей день.
Камеры этой серии не идеальны, как впрочем и любые другие, но мне они нравятся своей компактностью, эргономичностью, удобством работы… За счёт «батарейного» блока их корпус имеет с правой стороны довольно крупный «выступ», что делает камеру удобной для удержания, как говорят, «ухватистой», а так же удачно сочетается с кистевым ремнём, позволяющим существенно (по сравнению с шейным) расширить диапазон углов, направлений и точек съёмки, т.к. камера постоянно находится в руке.
На параметрах особенно не зацикливаюсь, снимаю в основном в режиме приоритета выдержки, обычно на значениях 300 — 500 — 800.
Иногда смотришь на снимок — всё вроде удачно сложилось, но… чего-то не хватает, и понимаешь: жизни! Изображение всего лишь кошки, а то и «банального» голубя, могло бы заставить картинку «зазвучать» по-новому.
Что касается серий, то некоторое количество работ с близкой тематикой, со временем, как бы, само собой, объединяется в серии («Метро», «Отцы бдят», «Музейная», «Транспортная», «Коридоры ГУМа», «Отражения»)…
А.: Тяжело ли вам дается процесс отбора фотографий?
А. Ч.: После съёмки отбор фотографий затруднений, как правило, не вызывает.
Отбор для конкурсов, выставок несколько сложнее, но понимаю, что всё относительно и снимок может просто не «совпасть» с аудиторией, так часто бывает. Поэтому отбираю снимки, которые нравятся, а дальше у них своя судьба — быть «принятыми» или «отвергнутыми».
А.: Происходили ли с вами курьёзные случаи во время съёмки, если да, расскажите о наиболее интересном.
А. Ч.: Из забавных… Как-то стою с камерой перед лужей, наблюдаю изломы отражений от затихающей ряби на воде после проехавшей машины. Подходит женщина лет 50, становится сбоку в паре метров от меня и тоже начинает пристально, что называется «во все глаза», разглядывать лужу. Интересно ей, чувствую, до жути: что же я там этакое обнаружил!))) Я присел, наклонился… Она тоже… Потом, не выдержала, подходит ближе: «А что это вы там такое увидели?».
Отвечаю: «Отражения».
"Чего?!"
"Отражения!"
"Тьфу, ты, Господи! А я думаю, чего он там рассматривает!..", — и с видом «обманутой добродетели» ушла раздосадованная…
Недавно прохожу мимо легковушки возле высотного здания и вижу в заднем стекле и на крышке багажника интересное отражение этого самого здания. Рядом мужик (хозяин). Думаю, если попробую снять незаметно, получится плохо, начну снимать открыто, возмутится: «на каком основании"(!) я его машину фотографирую. Подошел, спросил: не возражаете, если отражение в вашей машине сниму? Мужик вначале не понял, а когда показал ему, ЧТО именно меня заинтересовало, — счастливый такой, гордый: «Класс!,. — говорит, — Вот как я удачно стал!»… Расстались довольные друг другом.
Пару лет назад, снимал на рынке. Подошел человек, представившийся «администратором», заявил, что это частная территория, что у меня должно быть разрешение на съёмку от дирекции, без которого съёмка является «незаконной», — мало ли, мол, вдруг я — «террорист»! Я представился, объяснил, что занимаюсь фотографией, готов предъявить паспорт… Однако товарищ был настроен очень решительно. Вызвал охранника, поручил ему следить, чтобы я «не скрылся», и, заявив, что сейчас со мной «разберутся», стал кому-то звонить, якобы «в полицию». Звонил он минут 5, но всё — «никак». Мне это надоело. Со своего телефона я позвонил на 112, представился и объяснил, что мне необходима помощь полиции, т.к. я — фотограф, задержан охранником рынка, лишен свободы передвижения, в мой адрес поступают необоснованные обвинения и угрозы от представит администрации. Минут через 15 появились двое полицейских и предложили мне и «администратору» пройти «для выяснения».
По дороге в отделение, я, увидев кота, который симпатично расположился у подвального окошка одного из домов, сказал «попутчикам»: «Минутку, пожалуйста!», — и сделал несколько кадров (правда, неудачных). Продолжив путь, один из сотрудников спросил, зачем я кота снял? Я объяснил, что фотографирую всё, что мне интересно… В отделении при даче объяснения рассказал о себе, объяснил, что увлекаюсь жанровой и уличной фотографией, снимаю жизнь города, людей, животных, повторил всё сказанное по телефону, добавив, что рынок — общественная открытая территория и никаких объявлений о запрете съемки там нет. Выразил готовность предъявить для осмотра фотоаппарат, сделанные снимки… Полицейские смотреть ничего не стали, записали мои пояснения и сказали, что вопросов больше нет, могу идти.
Мой «оппонент» заявил, что действовал «по указанию директора рынка», после чего у него стали выяснять: кто он, откуда, потребовали разрешение на работу, данные и координаты директора рынка, приказавшего ему действовать подобным образом… Что было дальше не знаю, т.к. я ушел, а «администратор» остался в полиции. Настроение, конечно, было испорчено…
Но в дальнейшем, анализируя происшедшее, я понял несколько моментов (возможно, кому-то это пригодится). — в подобных случаях не нужно ждать пока ваши оппоненты вызовут «своих» полицейских (или кого он там собирался вызвать (?))! Если вы не нарушали закон, берите инициативу в свои руки, вызывайте полицию. (Думаю, что именно это помогло мне тогда избежать более серьёзных неприятностей).
— при обращении по «112» необходимо представиться, указать своё местоположение, зафиксировать в сознании оператора службы и того, с кем он вас свяжет, что именно в данный момент (!) вам грозит (!) опасность (!). — чётко сформулировать, какие именно неправомерные действия в отношении вас УЖЕ совершены, а это:
а) незаконное задержание;
б) лишение возможности свободного передвижения;
в) угрозы расправой (есть все основания так оценивать заявления о том, что сейчас с вами «разберутся», вам «покажут» и т. п.);
г) покушение на открытое хищение (уничтожение) вашей собственности (дорогостоящей аппаратуры, возможно, предметов снаряжения или одежды) — вы имеете все основания трактовать именно так угрозы изъятия у вас техники, сопровождаемые требованиями типа, «дайте-ка ваш фотоаппарат», «а ну дайте мы посмотрим, что вы там наснимали» и т. д.
Пусть в дальнейшем это не подтвердится, но объяснять, что «мы совсем не то имели в виду», «мы только хотели посмотреть, что он снимал», будете уже не вы, а ваши оппоненты.
А.: Есть ли любимые погодные условия для съёмки и влияет ли погода на качество снимков?
В солнечную погоду — тени, силуэты…
А. Ч.: Погодные условия влияют не столько на качество снимков, сколько на выбор сюжетов. Люблю снимать в дождь или после него, в оттепель — один из любимых сюжетов — отражения.
А.: Какие цели в фотографии вы ставите перед собой, если оглянуться на 2−3 года назад, как эволюционировало ваше творчество и подход к фотографии?
А. Ч.: Цель одна — «научиться фотографировать». Фотография в широком смысле — это язык, он — «посредник» в диалоге автор — зритель. Каждый снимок — это повествование, когда — рассказ, когда — шутка… Поймёт зритель твою мысль или нет — зависит от того, как ты её «высказал»: хочешь быть услышанным — говори понятно. Многое зависит от умения фотографа донести свою мысль, поэтому единственный выход учёба и практика. Эволюция?, — наверное, происходит, но, думаю, это лучше видно со стороны…
А.: Есть ли фотографы, которые вдохновляют вас до сих пор и чьё творчество, по вашему мнению, заслуживает пристального внимания?
А. Ч.: Разумеется! Из отечественных это Владимир Лагранж, Владимир Ролов, Владимир Соколаев, Геннадий Бодров, Сергей Максимишин, Евгений Мохорев, Александр Петросян… Из зарубежных Эллиотт Эрвитт, Робер Дуано, Рене Мальтет, Руи Палха (Палья), Кай Зиль…
А.: Что вас привлекает в уличной фотографии, принимаете ли участие в конкурсах и выставках и влияют ли работы других авторов на ваше представление о хорошей фотографии.
Из выставок, примерно в 2005 году участвовал в анималистической фотовыставке в Фотоцентре Союза журналистов России на Гоголевском бульваре, Москва; в 2008 — была небольшая персональная выставка в Доме книги в Медведково, Москва; в 2017 г. в конкурсе на ресурсе citycelebrity.ru «Мы и они: соседи, не враги», результаты здесь http://citycelebrity.ru/citycelebrity/Post.aspx?PostId=133 871; в 2017 и 2019 — в международной независимой фотовыставке «Город — среда обитания», Санкт-Петербург.
Снимки других авторов — это способ и форма обмена — культурного, профессионального… Так же как чтение книг способствует развитию собственной грамотности и уровня владения языком, чужие снимки расширяют кругозор, позволяют следить за творческим развитием коллег «по цеху». Из участников группы «Strada BLOG — журнал о серьезной фотографии» мне, например, интересны работы Александра Губарева, Владимира Силамедниса, Вугара Мамедзаде, Сергея Зубова, Константина Сырыгина, Евгения Чащихина, Марии Радиной… многих других авторов, у которых есть чему поучиться…
А. Ч.: В уличной фотографии привлекает интересное сочетание естественного развития событий с возможностью «управлять» моментом, который сохранит память об этих событиях; возможность как фиксировать мимолётное, так и с помощью ракурса, момента съёмки и других приёмов создавать умозрительные связи между различными объектами, формировать иное, зачастую причудливое, прочтение реальности, никак не вмешиваясь при этом в процессы, происходящие в действительности.
А.: Какие самые важные советы вы бы дали начинающему Street фотографу?
А. Ч.: Фотографы часто советуют молодым коллегам развивать насмотренность. Но, как сказал Владимир Леви: «На всякий добрый совет нужен ещё десяток — как его выполнить». Поэтому, к рекомендациям о насмотренности, я бы посоветовал не только просматривать, но и анализировать фото, стараясь понять приёмы, использованные автором. Ставьте себя на его место, пытайтесь как бы «заглянуть» в его творческую лабораторию. Заведите на домашнем ПК папки на каждый композиционный приём или «особенность» сюжета, куда по мере просмотра отбирайте соответствующие им снимки. Например: «Рамка», «Линия», «Диагональ», «Голландский угол», «Перспектива», «Ритм», «Контраст», «Контражур», «Решающий момент», «Нижняя и верхняя точки съёмки», «Сопоставление», «Симметрия»… «Дождь», «Эмоция», «Юмор», «Тени» и т. д. Перечень достаточно широк и будет последовательно расширяться по мере практики, поскольку внимательный просмотр чужих работ повлечёт выявление новых закономерностей и приёмов… Научившись выделять эти детали на изображениях, с удивлением начнёте замечать их вокруг себя — на улицах, в помещениях…
Старайтесь по возможности быть «при оружии», т. е. иметь камеру при себе, вне зависимости от того, планировали вы снимать или нет.
Если хочется быть «наименее заметным», держите фотоаппарат открыто и снимайте так, словно вы один.
Если съёмка прохожих вызывает у вас чувство неловкости, не встречайтесь с ними взглядом — только через видоискатель, иначе ваша неуверенность будет замечена и истолкована, скорее всего, не в вашу пользу.
Если «рука потянулась к камере», — отбросьте сомнения и снимайте.
А.: Как у вас получается сохранять баланс — семья, фотография, работа.
А. Ч.: Для меня творчество и работа всегда были «двумя сторонами одной медали». Примером стал мой отец — Чураков Владимир Николаевич, тоже военнослужащий. В моём детстве он уезжал на службу, когда я «ещё спал» и возвращавшийся, когда я «уже спал». Однако это не мешало ему активно интересоваться литературой, набиравшей популярность в те годы авторской песней, собрать хорошую библиотеку и фонотеку… Т. е. наличие у мужчины «дела», увлечения для меня с детства было естественной частью жизни. Много лет спустя потребность переключиться с хотя и напряженной, но рутинной умственной деятельности, на что-нибудь позитивное, привела меня к увлечению… деревянной миниатюрой, пластикой малых форм, что привело к поступлению и окончанию Заочного народного университета искусств (ЗНУИ). Накопившееся за день напряжение мешало уснуть, требовало разрядки. Поэтому ежедневно, возвращаясь с работы после 23 час., прежде чем лечь спать, садился за письменный стол и час — полтора «выпускал пар»… с резцом в руках (подробнее об этом можно почитать здесь https://www.proza.ru/2009/03/21/215) Позднее резьба уступила место увлечению некоторыми вопросами истории права, документальной журналистикой,. другими вещами… А затем — и фотографией — снимал по дороге на работу и домой, на улице, в транспорте, что позволяло отвлечься, переключить внимание… Поиск чего-то значимого, интересного для себя в том привычном, что нас окружает, развивает наблюдательность, внимание к деталям,. а творчество — это и есть формула «сохранения баланса». Главное, чтобы те, кто рядом, придерживались подобных же взглядов…
Беседовал Александр Дрожжин
24 июня 2019
Made on
Tilda