А.: Происходили ли с вами курьёзные случаи во время съёмки, если да, расскажите о наиболее интересном.
А. Ч.: Из забавных… Как-то стою с камерой перед лужей, наблюдаю изломы отражений от затихающей ряби на воде после проехавшей машины. Подходит женщина лет 50, становится сбоку в паре метров от меня и тоже начинает пристально, что называется «во все глаза», разглядывать лужу. Интересно ей, чувствую, до жути: что же я там этакое обнаружил!))) Я присел, наклонился… Она тоже… Потом, не выдержала, подходит ближе: «А что это вы там такое увидели?».
Отвечаю: «Отражения».
"Чего?!"
"Отражения!"
"Тьфу, ты, Господи! А я думаю, чего он там рассматривает!..", — и с видом «обманутой добродетели» ушла раздосадованная…
Недавно прохожу мимо легковушки возле высотного здания и вижу в заднем стекле и на крышке багажника интересное отражение этого самого здания. Рядом мужик (хозяин). Думаю, если попробую снять незаметно, получится плохо, начну снимать открыто, возмутится: «на каком основании"(!) я его машину фотографирую. Подошел, спросил: не возражаете, если отражение в вашей машине сниму? Мужик вначале не понял, а когда показал ему, ЧТО именно меня заинтересовало, — счастливый такой, гордый: «Класс!,. — говорит, — Вот как я удачно стал!»… Расстались довольные друг другом.
Пару лет назад, снимал на рынке. Подошел человек, представившийся «администратором», заявил, что это частная территория, что у меня должно быть разрешение на съёмку от дирекции, без которого съёмка является «незаконной», — мало ли, мол, вдруг я — «террорист»! Я представился, объяснил, что занимаюсь фотографией, готов предъявить паспорт… Однако товарищ был настроен очень решительно. Вызвал охранника, поручил ему следить, чтобы я «не скрылся», и, заявив, что сейчас со мной «разберутся», стал кому-то звонить, якобы «в полицию». Звонил он минут 5, но всё — «никак». Мне это надоело. Со своего телефона я позвонил на 112, представился и объяснил, что мне необходима помощь полиции, т.к. я — фотограф, задержан охранником рынка, лишен свободы передвижения, в мой адрес поступают необоснованные обвинения и угрозы от представит администрации. Минут через 15 появились двое полицейских и предложили мне и «администратору» пройти «для выяснения».
По дороге в отделение, я, увидев кота, который симпатично расположился у подвального окошка одного из домов, сказал «попутчикам»: «Минутку, пожалуйста!», — и сделал несколько кадров (правда, неудачных). Продолжив путь, один из сотрудников спросил, зачем я кота снял? Я объяснил, что фотографирую всё, что мне интересно… В отделении при даче объяснения рассказал о себе, объяснил, что увлекаюсь жанровой и уличной фотографией, снимаю жизнь города, людей, животных, повторил всё сказанное по телефону, добавив, что рынок — общественная открытая территория и никаких объявлений о запрете съемки там нет. Выразил готовность предъявить для осмотра фотоаппарат, сделанные снимки… Полицейские смотреть ничего не стали, записали мои пояснения и сказали, что вопросов больше нет, могу идти.
Мой «оппонент» заявил, что действовал «по указанию директора рынка», после чего у него стали выяснять: кто он, откуда, потребовали разрешение на работу, данные и координаты директора рынка, приказавшего ему действовать подобным образом… Что было дальше не знаю, т.к. я ушел, а «администратор» остался в полиции. Настроение, конечно, было испорчено…
Но в дальнейшем, анализируя происшедшее, я понял несколько моментов (возможно, кому-то это пригодится). — в подобных случаях не нужно ждать пока ваши оппоненты вызовут «своих» полицейских (или кого он там собирался вызвать (?))! Если вы не нарушали закон, берите инициативу в свои руки, вызывайте полицию. (Думаю, что именно это помогло мне тогда избежать более серьёзных неприятностей).
— при обращении по «112» необходимо представиться, указать своё местоположение, зафиксировать в сознании оператора службы и того, с кем он вас свяжет, что именно в данный момент (!) вам грозит (!) опасность (!). — чётко сформулировать, какие именно неправомерные действия в отношении вас УЖЕ совершены, а это:
а) незаконное задержание;
б) лишение возможности свободного передвижения;
в) угрозы расправой (есть все основания так оценивать заявления о том, что сейчас с вами «разберутся», вам «покажут» и т. п.);
г) покушение на открытое хищение (уничтожение) вашей собственности (дорогостоящей аппаратуры, возможно, предметов снаряжения или одежды) — вы имеете все основания трактовать именно так угрозы изъятия у вас техники, сопровождаемые требованиями типа, «дайте-ка ваш фотоаппарат», «а ну дайте мы посмотрим, что вы там наснимали» и т. д.
Пусть в дальнейшем это не подтвердится, но объяснять, что «мы совсем не то имели в виду», «мы только хотели посмотреть, что он снимал», будете уже не вы, а ваши оппоненты.